Глоссарий

АС

    Автоматизированная система (АС) — система, состоящая из персонала (пользователей),
    комплекса средств автоматизации его деятельности и инструкций. Основное назначение АС — повышение эффективности конкретного вида деятельности за счет обеспечения достоверного расчета его показателей.

    Вид деятельности — законченная цепочка управляемых и скоординированных действий внутри предприятия, потребляющая на входе заданное количество ресурсов и создающая на выходе добавленную стоимость.

    Объект автоматизации — вид деятельности, эффективность которого необходимо повысить посредством внедрения АС.

    Инициативный Центр Принятия Решений (ИЦПР) — лицо, заинтересованное в повышении эффективности конкретного вида деятельности. ИЦПР управляет видом деятельности посредством принятия управленческих решений, используя в качестве информационного обеспечения отчетность, получаемую из АС. Основная цель ИЦПР’а — получать на выходе из вида деятельности продукт с добавленной стоимостью.

    Показатель АС — инструмент измерения эффективности вида деятельности. Всегда представляет собой автоматически рассчитываемые и получаемые в виде отчета из АС данные, пригодные для принятия управленческого решения и выраженные в числовом значении. Описание каждого показателя предполагает выяснение и документирование его назначения и способа расчета.

    Способ расчета показателя АС — наглядное описание формулы расчета показателя АС, исключающее любую двусмысленность формулировок.

    Пользователь АС — лицо, использующее АС для выполнения конкретной функции и руководствующееся инструкцией АС. Основная задача пользователя АС — обеспечить ввод в АС первичных данных, необходимых для формирования отчетности.

    Инструкция АС — перечень правил, устанавливающий порядок и способ выполнения пользователем АС своих функций.

    Требование к АС — совокупность утверждений относительно атрибутов, свойств или качеств, подлежащая реализации.

    Бизнес-требование — высокоуровневая цель или задача лица, заинтересованного в повышении эффективности объекта автоматизации, которую необходимо реализовать в процессе выполнения проекта.

    Вариант использования — сценарий действий пользователя АС, позволяющий ему решить определенную задачу.

    Функциональное требование — требование пользователя, выраженное в терминах АС.

    Бизнес-правило — внешний регулятор, определяющий поведение АС и базирующийся на внутренних корпоративных политиках или регламентах Заказчика, правительственных постановлениях, промышленных стандартах и прочих факторах, оказывающих влияние на бизнес Заказчика.

    Атрибут качества — дополнительное описание функций АС, выраженное через описание ее характеристик, важных для пользователей или разработчиков.

    Требование к интерфейсу — описания пожеланий пользователей к интерфейсу (внешнему виду) АС.

    Отчетность — совокупность сведений о результатах функционирования определенного вида деятельности или совокупности видов деятельности за указанный период, предоставляемая заинтересованным органам управления.

    Управленческая отчетность — система показателей, объективно характеризующая эффективность определенного вида деятельности или совокупности видов деятельности и предоставляемая с целью принятия управленческих решений внутренним пользователям предприятия.

    Управленческое решение — директивный акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе достоверной информации (данных), характеризующей конкретную управленческую ситуацию.

    Регламентированная отчетность — единая система показателей, характеризующая имущественное и финансовое положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных регламентированного учета по установленным формам.

    Управленческий учет — добавляющий ценность процесс непрерывного совершенствования планирования и учета экономических показателей, необходимых для принятия управленческих решений в интересах бизнеса. Это процесс не регулируется внешними организациями.

    Регламентированный учет — процесс подготовки и предоставления отчетов внешним пользователям, таким как акционеры, кредиторы, государственные организации и другие контрагенты предприятия. Этот процесс жестко регламентируется внешними организациями.

    Релиз АС — версия АС, пригодная для передачи в ОЭ и обеспечивающая расчет как минимум одного показателя (а также возможность принятия как минимум одного управленческого решения ).

    Контрольный пример — описание способа проверки выполнения задачи Заказчика с помощью АС.

Процесс создания АС

    Проект — набор скоординированных и управляемых из единого центра действий с начальной и конечной датой, предпринятый для достижения цели, соответствующей конкретным требованиям, включающий ограничения по срокам, стоимости и ресурсам.

    Рабочий продукт проекта — документ, в котором зафиксирован очевидный для Заказчика прогресс в выполнении работ по проекту.

    Проектная технология — описание комплекса организационных мер, операций и приемов, направленных на успешное выполнение проекта.

    Этап — отдельная стадия проекта, имеющая свою специфическую цель.

    Диагностика — первый этап выполнения проекта, основным назначением которого является выявление системно-независимых требований Заказчика к АС.

    Проектирование — второй этап выполнения проекта, основным назначением которого является создание базовой архитектуры АС и подготовка 1-й версии Технического проекта.

    Разработка — третий этап выполнения проекта, основным назначением которого является создание релиза АС, полностью соответствующего 1-й версии Технического задания, согласованной по результатам этапа «Диагностика».

    Опытная эксплуатация (ОЭ) — четвертый этап выполнения проекта, основным назначением которого является подготовка и сдача релиза АС, полностью удовлетворяющего всем требованиям приемочной комиссии Заказчика.

    Промышленная эксплуатация (ПЭ) — процесс использования АС в полном соответствии с ее назначением, а также инструкциями, описывающими ее функционирование. Перевод АС в ПЭ производится после завершения этапа ОЭ.

    Итерация — установленный и согласованный период времени в пределах проекта, в течение которого производится стабильно работающая и обеспечивающая расчет как минимум одного показателя версия АС.

    Процедура тестирования — способ запуска АС на исполнение контрольного примера, включающий в себя состав приемочной комиссии и перечень действий пользователей.

    Программа приемочных испытаний (ППИ) — совокупность действий, направленных на тестирование АС с целью проверки ее на полное соответствие изначально заявленным требованиям к ней. ППИ включает в себя контрольные примеры, процедуры тестирования и планы демонстрации релизов АС.

    Демонстрация релиза АС — согласованный с приемочной комиссией Заказчика и максимально наглядный показ релиза АС с целью его тестирования на предмет соответствия изначально согласованным требованиям.

    Техническое задание (ТЗ) — документ, содержащий требования Заказчика к АС и план выпуска релизов АС. Утверждается по итогам этапа «Диагностика» и содержит перечень и описание ППИ.

    Технический проект — документ, содержащий техническое задание и окончательные проектные решения по переданному в эксплуатацию релизу АС.

    Оценка эффективности релиза АС — документ, содержащий описание итога произведенного за определенный период замера значений показателей, автоматически рассчитываемых с помощью релиза АС. Его основное назначение — проверка соответствия релиза АС бизнес-требованиям Заказчика.

    Базовая архитектура АС — 1-й релиз АС, готовый к тестированию на предмет соответствия наиболее актуальным требованиям из изложенных в документе «Техническое задание. Версия 1».

    Приемочная комиссия — группа ответственных лиц, назначаемая руководством Заказчика с целью систематизации и контроля реализации требований к проектируемой АС. Приемочная комиссия является органом управления требованиями на проекте, обладающим правом подтверждения факта готовности АС к переводу в эксплуатацию.

Управление проектом

    Устав — документ, содержащий первоначальные измеримые требования к АС (показатели и способы их расчета ), описание принятой проектной технологии и рисков проекта, сценарий выполнения проекта, описание органов управления выполнением проекта. Утверждается на этапе «Диагностика», но не позднее одного календарного месяца с момента старта проекта.

    Статус проекта — документ мониторинга выполнения проекта, содержащий еженедельный отчет о выполненных работах, возникающих проблемах, рисках и требованиях на изменения.

    План проекта — детальный, содержащий сроки и ответственных, перечень мероприятий, направленных на достижение целей проекта внедрения АС.

    Проектная команда со стороны Исполнителя — группа сотрудников Исполнителя, объединенная под единым руководством РПИ с целью реализации проекта.

    Проектная команда со стороны Заказчика — группа сотрудников Заказчика, объединенных под единым руководством РПЗ с целью реализации проекта.

    Проблема проекта — ситуация, создающая неопределенность или затруднение, ведущая к срыву сроков или иных согласованных условий выполнения плана проекта.

    Требование на изменение — предложение, выдвигаемое любым участником проекта со стороны Заказчика или Исполнителя и направленное на отмену старых и согласование новых параметров плана проекта.

    Риск проекта — возможность (вероятность) наступления неблагоприятных обстоятельств, способных привести к срыву сроков или иных согласованных условий выполнения проекта.

    Координационный совет (КС) — контролирующий и регулирующий орган, основными функциями которого являются оперативный контроль прогресса проекта внедрения АС и решение сложных вопросов, которые не могут быть решены без участия РПИ и РПЗ. Периодичность КС — не реже 1-го раза в неделю. На КС согласовывается и подписывается Статус проекта.

    Управляющий комитет (УК) — высший руководящий орган управления проектом, основными функциями которого являются решение вопросов организационного характера и стратегическое соответствие промежуточных результатов проекта заявленным целям. На совещание УК выносятся вопросы, которые не могут быть решены на совещании Координационного совета.

    Руководитель проекта со стороны Исполнителя (РПИ) — ответственное лицо со стороны Исполнителя, обеспечивающее планирование и организацию выполнения работ по проекту и контролирующее соблюдение Исполнителем обязательств по заключенному Договору.

    Руководитель проекта со стороны Заказчика (РПЗ) — ответственное лицо со стороны Заказчика, обеспечивающее участие в проекте ответственных экспертов и пользователей со стороны Заказчика, предоставление необходимой информации и технических ресурсов, а также контролирующее исполнение Заказчиком обязательств по заключенному Договору.

    Менеджер по коммуникациям и качеству (МКК) — ответственное лицо со стороны Исполнителя, обеспечивающее управление коммуникациями в процессе выполнения проекта внедрения АС, контроль качества выполняемых работ, контроль взаиморасчетов и обучение проектной технологии БР ключевых участников проекта со стороны Заказчика.

    Куратор проекта — ответственное лицо со стороны Исполнителя, отвечающее за выделение ресурсов БР для реализации проекта, контролирующее выполнение принятых БР обязательств по Договору, а также обеспечивающее взаимодействие руководящих структур БР и Заказчика в случае возникновения непредвиденных ситуаций на проекте, которые находятся за рамками компетенции РПИ и РПЗ.